РЦАПО на главную
РЕСТАВРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
АрхитектураПроизводствоОбучение
 
 Главная
 Архитектура
 Реставрация
  • Цыпино
  • Церковь Ризоположения
  • Домик келаря
  • Ещё раз о церкви Ризоположения
  •  Объекты
  • Баня
  • Дом Валищева
  • Дом в Лукинском
  • Служ-блок в Лукинском
  • Дом в Кириллове
  •  Дом в деревне Осташево
     Осташево отчёт о рест.работах
  • Фото
  •  Дом гор. Вологда, ул. Благовещеенская,20
     Производство
     Обучение
     Новости
     Музей
     Гости
     Материалы для СМИ
     Нам пишут
     Контакты

      Архитектура
      
      Формула архитектуры, выведенная Витрувием «Польза, прочность, красота», остается верной до сих пор. Однако, в XX – м веке произошла технологическая революция. Были изобретены новые материалы, придуманы новые машины, открыты новые ресурсы энергии и новые способы передачи и хранения информации. Все это принципиально изменило жизнь человека, изменило его отношение к окружающей среде и к своим возможностям. Человек овладел новыми технологиями и понял, что к любому делу надо подходить комплексно. Что, зная конструкцию чего-либо, не значит уметь это построить: нужны определенные ресурсы, материалы, технологии, определенный инструментарий и высококлассные специалисты, умеющие все это с толком применить. Желая построить новую машину, приходиться покупать целый технологический процесс, целый завод и еще долго обучать персонал.
      Этот огромный скачок вперед привел к тому, что старые технологии забылись. Эффективность новых технологий затмила личное умение плотника топором вырубить узор на наличнике, умение кузнеца сковать вручную затейливую жиковину, умение каменщика вырезать балясину в перспективном портале. Зачем, если все это можно сделать быстро и эффективно на станке с программным управлением из новых, хорошо поддающихся обработке, материалов.
      В новом строительстве, необходимо осваивать новые методы, находить им новое художественное осмысление. Без этого нет движения вперед. В свое время стремление удержать уходящие ценности породило такие направления в архитектуре, как эклектика и декаданс (хотя шедевры есть в любом стиле).
      В реставрации все строится по тем же принципам, что и в современном производстве, то есть нужен комплексный подход. С одной, но принципиальной особенностью: нам даны исходные материалы, из которых сделано здание, определенные исторические стилевые архитектурные формы, определенные конструкции. И надо сделать еще один логичный шаг, - надо использовать присущие этому времени характерные исторические технологии. Иначе памятник потеряет нечто очень важное, перестанет быть тем произведением архитектуры, каким являлся до нашего вмешательства. Станет лишь макетом себя, прежнего.  Но, что такое исторические технологии? По сути, это – ремесла, которыми раньше владели многие. Но, сменились поколения, и даже в глубинке не осталось мастеров. Самое страшное: нет понимания необходимости всего этого, особенно для применения в реставрации. Правда, в век искусственных материалов и высоких технологий стали ценить все естественное, уникальное. Ремесла, а зачастую лишь их слабое подобие, стали цениться туристами. Однако, подмена истинных ценностей кичем иногда еще пагубней, чем забвение.
       Нужно тщательно исследовать дошедший до нас памятник, понять каким способом, чем и из чего первоначально его строили, как и когда его переделывали или чинили. И только собрав первоначальную информацию, обучиться всем процессам и используя исторические инструменты, применить свои знания и умения в реставрации памятника, постоянно проверяя правильность сделанных выводов на памятнике, изучая его на всем протяжении реставрационного процесса. По окончанию этого процесса все полученные знания, все понимание памятника должно оформиться в научный отчет. Только в таком случае мы можем попытаться не потерять при реставрации памятника информацию, заключенную в нем.
      
      Особенность нашего реставрационного центра в  подходе к технологиям. Очень важно увидеть технологические особенности памятника, а именно:
      1. Отметить и зафиксировать следы от инструментов, которыми проводились работы.
      2. Используя различные источники - архивные материалы, графические изображения, результаты археологических исследований и другие, - необходимо реконструировать инструменты, которыми проводились работы по возведению памятника. При проведении работ по разборке церкви Ильи Пророка на Цыпинском погосте близ Ферапонтова, отец Сергий, священник, служащий в Ферапонтове, принес топор, который он нашел на чердаке церкви. Его форма и размеры полностью соответствовали следам, оставленным при рубке церкви.
      При реставрационных работах в Неноксе, нашелся инструмент, чем-то напоминающий багор с удлиненной и изогнутой пикой, с помощью которого плотники поднимали огромные стропила и вставляли их в углы восьмерика. Он был вбит как ступенька, то есть его использовали по-другому, когда он стал не нужен по прямому назначению. Интересно, что при реставрации, когда встал вопрос о подъеме этих стропил, руководителем работ, А.В. Поповым был спроектирован такой же инструмент. Велико же было его удивление, когда, найденный на второй день исторический инструмент, полностью совпадал с его рисунком, сделанным накануне!
      3. Следующее, что надо сделать, это изготовить реконструируемые инструменты.
      4. Научиться этими инструментами работать по старым технологиям, добившись, чтобы следы, оставляемые новым инструментами были идентичны историческим.
      Все это длительный и сложный процесс.
      Часто при исследовании памятника, а иногда и при проведении работ, возникают различные и неожиданные вопросы. К примеру, при проведении реставрационных работ в 1981- 1988 годах в селе Верхняя Уфтюга Архангельской области, на восьмерике церкви (более 10-ти метров высоты) и на алтаре, казалось очень неаккуратно вырублены чаши в бревнах с наружной стороны. Холодная церковь Дмитрия Солунского рублена соответственно холодной рубкой. В таких случаях рубка обычно ведется очень аккуратно, тщательно причерчивая бревна друг к другу. Видя высокое мастерство плотников при возведении этой церкви, такая «халатность» казалась маловероятной.
       В нижнем ярусе, в четверике, рубка «в потемок», при которой остаются прямые углы в интерьере, велась очень тщательно. При такой рубке, плотнику невозможно вести работу только с одной стороны, так как поперек чаши расположен шип и плотник не может рубить насквозь, лезвие топора не достает до другой стороны чаши. Необходимо подходить с разных сторон к бревну. Поэтому леса сделаны и изнутри, и снаружи (от них остались характерные следы). При этом плотник хорошо видит черту и тщательно прирубает одно бревно к другому. На верхних ярусах и в алтаре, где не было необходимости рубки «в потемок» (бревна круглые в интерьере), плотник мог рубить чашу изнутри сруба. И следов от внешних лесов на этом уровне нет. При диаметре бревен 35 – 50 см, вставлять и вынимать их было очень тяжело, поэтому плотник, не видя черту, рубил чашу с запасом, делая ее шире на всякий случай. Таким образом, такая «неаккуратность» была лишь технологической особенностью. Более того, эти щели служили и для проветривания сруба, тем более, что в холодное время службы в церкви не велись и не было необходимости сохранения тепла.
      Таким образом, приблизив себя максимально к условиям работы старого мастера, внимательно изучив его возможности и сопоставив все это со следами, найденными на памятнике, можно понять технологические особенности конкретного памятника.
      Когда отсутствует какой-либо элемент памятника, часто идет речь о восстановлении его «по аналогам». Но, представьте себе работу разных строительных артелей  даже в соседних регионах в прежние времена. Это и различные навыки мастеров, и различные традиции, и различное умение. Поэтому, чаще всего восстановление «по аналогам» бывает смерти подобно для памятника. Даже на одном памятнике можно найти работы, проведенные по различным технологиям, детали различной формы. Так, в церкви Ильи Пророка на Цыпинском погосте, близ Ферапонтова, можно найти 24 различных способа врубок.
      Каждый памятник уникален. Причина в самой технологии производства работ. Все, или почти все, делалось вручную, разными мастерами. Даже в одной строительной бригаде мастера отличались мастерством, характером работы, умением придумать и сделать детали. Порой для конкретной работы придумывались конкретные инструменты, используемые только для этого памятника или только этой бригадой. Материал, используемый в строительстве памятника, заготавливался  почти всегда на месте и тоже имел характерные особенности.
      Кроме этого, каждый памятник имеет только ему присущую историю существования, что, безусловно, накладывает свой неповторимый отпечаток, свои неповторимые разрушения.
      Не надо полностью отказываться и от новых технологий, материалов и оборудования. Но использовать их нужно при диагностике состояния памятника, при укреплении конструкций и других его элементов, при защите памятника от вредителей и вредных воздействий окружающей среды. Однако, каждый раз при использовании нового, надо быть предельно внимательным, чтобы не навредить. Новые технологии и материалы, новое оборудование можно использовать и для приспособления памятника к современным нуждам.
      
      
      
      

    Фото 1
    Фото 2
    Фото 3
    Фото 4
    Фото 5
    Фото 6
    Фото 7
    Фото 8
    Фото 9
    Фото 10
    Фото 11
    Рейтинг@Mail.ru
    OOO "РЦАПО" © 2010