РЦАПО на главную
РЕСТАВРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
АрхитектураПроизводствоОбучение
 
 Главная
 Архитектура
 Производство
 Обучение
 Новости
 Музей
 Круглые столы
 Документы
 Гости
 Материалы для СМИ
 Нам пишут
 Контакты

                                      ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  
  
   Во второй половине ХХ века начались реставрационные работы на Преображенском соборе в Кижах. Работы начались с удаления обшивки на храме и металлической кровли на главах. Это привело к потере подлинных материалов Х1Х века и к утрате части истории жизни памятника, к увеличению протечек внутри храма и более быстрому разрушению стен снаружи.
      Далее в 80-е годы в памятник был внедрен металлический каркас, для установки которого выпилены следующие подлинные конструкции:  половые балки ХУ111 века, тесаные полы из плах ХУ111 века, и конструктивные связи времени строительства храма по всей высоте памятника, удалены дощатые полы Х1Х века.  Тогда же были разобраны: страховочная кровля, конструкция неба и иконостас.  Кроме этого, были просверлены отверстия в стенах для установки сжимов. Результатом этих работ стало уничтожение подлинных элементов памятника всемирного наследия и ухудшение технического состояния особо ценного объекта культурного наследия народов РФ.
      Новый проект проведения реставрационных работ, представленный на рассмотрение, к сожалению, продолжает этот печальный список уничтожений.  Все силы проектировщики сконцентрировали вокруг технических проблем:
  -  вывешивание сруба на существующих силовых металлических конструкциях;
  -  замена бревен сруба с использованием существующего металлического каркаса;
  -  проект организации производства работ, с полной переборкой путем вывешивая  храм на металлическом каркасе;
  -  подведение нового бетонного фундамента, взамен нынешнего, построенного в Х1Х веке;
  -  заливке бетонной плиты почти под всей площадью церковьи.
      Но при этом, вне  сфере внимания проектировщиков остался сам процесс реставрационных работ с технологией реставрационных работ. Результатом реставрационных работ должно было бы стать:
  -  максимальное сохранение следов материальной культуры;
  -  сохранение строительных технологий;
  -  сохранение подлинных конструкций;
  -  сохранение подлинных материалов;
  -  обучение историческим технологиям ремесленников-реставраторов.
  Именно к этому призывают «Международные стандарты по реставрации деревянной архитектуры», принятые в 1999 году на международной ассамблее в Мехико и подписанные Россией.
      В предлагаемом проекте просматривается вывешивание всех верхних восьмериков храма, исключая  нижний, и присоединение нижнего восьмерика к вновь сооруженным вспомогательным конструкциям. Нижний восьмерик, по проекту, остается на месте. Затем, под нижним венцом открывается траншея на месте старого фундамента Х1Х века, и в открытый котлован, по очереди опускаются бревна нижнего восьмерика.
  Далее подводится столбчатый фундамент и уже на него начинают устанавливать перебранный первый восьмерик. Далее процесс продолжается с последующей полной  переборкой всего собора по ярусам. Для  проведения этих работ вводятся дополнительные металлические и деревянные конструкции, с просверливанием в здоровых (не пораженных гнилью) бревнах отверстий в количестве не менее 600. Окладные венцы Преображенского собора предполагается вынимать и увозить в реставрационный комплекс. Опыт проведения реставрационных  работ методом переборки говорит о том, что новые венцы необходимо устанавливать непосредственно на старые окладные венцы, чтобы точно повторить план сооружения. Только после установки не менее двух новых венцов можно постепенно вынимать старые бревна. В противном случае сохранившиеся верхние венцы не совпадут  друг с другом в углах и пазах и их придется подрубать, что ведет к еще большей потери подлинных элементов. Утверждение авторов проекта о том, что они могут точно выставить старые венцы сомнительно по тому, что не понятно, к чему привязаться, поскольку не бывает двух одинаковых бревен.
      Данный проект не предусматривает установку подлинных полов ХУ111 века, половых балок, пространственных связей. Первоначально эти элементы были неразрывно связанны с конструкцией стен. Полы в северном и южном четвериках защемлялись стенами храма. Балки и связи также были врублены в стену церкви.  Авторы проекта предлагают эти элементы вклеивать после сборки, и изъятия из собора металлической конструкции.  Учитывая, что строительство храма велось с применением топора и черты, где каждый элемент причерчивался и рубился топором по месту можно смело утверждать, что качество установки внутренних конструкций памятника будет оставлять желать лучшего.
      Поскольку внутренние элементы храма будут вставлены при помощи клея и металла, то они, скорее всего не станут работать также эффективно как первоначальные конструкции.
      Проект не гарантирует, что после проведения реставрационных работ не придется вводить дополнительных сжимов или каких-либо иных конструкций в собор, т.к. определенно не удастся полностью восстановить конструктивную целостность и прочность сооружения.
      Данный проект не прошел технологической апробации. Опыт реставрации методом «лифтинга» имеет результаты значительно хуже, чем метод
  « полной разборки».  Следует заметить, что работы методом «лифтинга»,  проводились на памятниках на много меньших по объему, более простых в плане и не имеющих такой сложной объемно-пространственной композиции,  как Преображенский собор. Фактически,  авторы предлагают провести апробацию своего проекта на самом уникальном деревянном памятнике не только России, но и в мире.
      При проведении работ по предложенному проекту придется столкнуться с большим количеством непредсказуемых проблем, решать которые придется по ходу работ и результат этих работ будет выходить за рамки технологий, отработанных при строительстве и реставрации. Есть так называемые технологические ошибки, которые возникают при несовпадении последовательности производства реставрационных работ с последовательностью исторического строительства. Такие ошибки невозможно будет исправить. Технологии строительства были отработаны столетиями, здесь все продумано до мелочей. Изменяешь последовательность, - нарушаешь технологии, следствие – плохое качество работ, несохранение  конструкций, несохранение материала. А в результате это приводит к потере памятника!
      В процессе предстоит столкнуться с большим количеством таких ошибок. Многие, но не все из этих технологических ошибок мы можем видеть на памятниках реставрационных методом «лифтинга». Часть этих технологических ошибок (из-за сложности Преображенского собора) мы не можем предсказать и сейчас.
      На вопрос о технологии проведения работ проектировщики уклончиво отвечают, что объявят конкурс и пригласят мастеров для проведения этих работ. Учитывая тот факт, что специалисты готовые провести такие работы, это не ординарная плотницкая бригада, а уникальная структура с обучающим подразделением и мастерами должны владеть историческими технологиями и инструментом. В противном случае мы получим вместо памятника новодел, что хорошо известно из опыта ХХ века.
      Предложения по вставкам в проекте также выглядят неубедительно.
  Авторы предлагают, срезая до одной трети бревна, наклеивать новые горбыли. В результате мы получим неопробированные клееные конструкции, в которых склеивается две части бревна, одна из частей (наружная) подвержена намоканию, перепаду температур -40 -  +40, проморажеванию в намокшем состоянии, а другая часть (внутренняя) находится в более щадящем режиме и т.д. и т.п.
      Преображенский собор расположен на кладбище. Введение новых фундаментов, как под стенами собора, так и внутри храма, установка монолитной железобетонной плиты, необоснованны, как с точки зрения сохранения археологии, так и важности для самого памятника.
      В результате, проведение работ по представленному проекту, памятник будет отреставрирован много хуже, чем можно это сделать сегодня.
  Выводы:
      Идея данного проекта была сформулирована в 70-х годах ХХ века и явно устарела. А  по сути, она пришла к нам из Х1Х века, когда реставраторы были способны только обмерить сооружение, разобрать его, и затем построить заново из нового материала, по новым технологиям и с новыми конструкциями. Как это было сделано с «часовней крест» перед городом Переславлем – Залесским.
      В 70-х годах ХХ века было несколько проектов, в частности ЛИСИ и РОРЕСТАВРАЦИИ сводившихся к тому, чтобы проводить работы с наружных либо внутренних металлических лесов, вывешивая памятник на этих конструкциях, менять ряд за рядом венцы срубов, при этом оставляя силуэт Преображенского собора на острове неизменным. «Победил» проект РОСРЕСТАВРАЦИИ с внутренними лесами. Но воплощение в натуре этого проекта привело к физическому уничтожению части памятника. Отдельным реставраторам и искусствоведам того времени было понятно, что «это больше чем преступление – это ошибка». Идея отреставрировать Кижский собор  «не разбирая» дожила до конца ХХ века, игнорируя достижения и открытия реставрации, как в стране, так и за рубежом. Так после принятия «стандартов  по реставрации деревянной архитектуры» - идея с «вывешиванием» оказалась, мягко говоря, «за бортом развития» реставрационного процесса в цивилизованном мире. Пренебрежение международными стандартами реставрации может спровоцировать еще одну конфликтную ситуацию с ЮНЕСКО, но, что самое страшное и непоправимое – сделает гибель памятника как такового неизбежной.
      В целом, данный проект, представляет из себя виртуальный проект, выполненный на компьютере и абсолютно оторванный от практики реставрационных работ, а также знаний по реставрации накопленных, как в нашей стране, так и за рубежом за последние годы. Проект не дает ответов на следующие вопросы:
  -  устойчивость сооружения после проведения реставрационных работ;
  -  защита от атмосферных осадков и температурно-влажностных колебаний;
  -  сохранение подлинных конструкций;
  -  сохранение исторических технологий;
  -  сохранение подлинного материала.
  
    -Ген.директор ООО «Реставрационный Центр-Архитектура, Производство,            Обучение»;
    -архитектор;
    -лауреат Государственной Премии,
    -член Методического совета МК РФ;
    -реставратор высшей категории                    А.В.Попов

 
Рейтинг@Mail.ru
OOO "РЦАПО" © 2010