РЦАПО на главную
РЕСТАВРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
АрхитектураПроизводствоОбучение
 
 Главная
 Архитектура
 Производство
 Реставрация
 Объекты
  • Аббатство
  • В. Уфтюга
  • Нёнокса - Колокольня
  • Нёнокса - Церковь Никольская
  • Статья о доме и росписи
  •  Мельница
  • «За каждой покоренной вершиной открываются новые!»
  • Русская мельница в Калифорнии
  • Вологжане построили в Калифорнии русскую мельницу
  • В Калифорнии воссоздали мельницу
  • Фото
  •  Кабинет исторического инструмента
     Инструменты
     Столярные изделия
     Обучение
     Новости
     Музей
     Гости
     Материалы для СМИ
     Нам пишут
     Контакты

                                    Аббатство
      
       Аббатство – мастерская художника Василия Дмитриевича Поленова, построенное по его проекту в 1904 году. Как писал он в одном из своих писем: «…Строил мастерскую, а получилось средневековое Аббатство…» Это название мастерской так и прижилось.
       Аббатство - это двухэтажное кирпичное здание с двухскатной  кровлей и с двумя односкатными пристройками: террасой и прихожей.
       На первом этаже, кроме пристроек, расположилась двухсветная мастерская художника с огромным окном, библиотека и помещение, которое служило одновременно и столярной мастерской и театральными кулисами.  Арочный проем между мастерской и столяркой служил одновременно театральной сценой. Во времена Василия Дмитриевича в мастерской устраивались любительские спектакли с декорациями художника.
       На главном фасаде, справа от основного объёма находится двухэтажная башня с арочными окнами, стрельчатой дверью и балконом. В ней – деревянная лестница, ведущая на чердак под двухскатной крышей. В бытность художника там был расположен архив.
       На втором этаже - кабинет с двумя деревянными рублеными стенами и с выгнутыми потолочными балками, как в каюте фрегата. Чердачное помещение над мастерской служило складом для театрального реквизита.
       Во всех помещениях печное отопление, а в библиотеке расположен камин.
       Мастерская построена в стиле модерн. При строительстве использованы различные материалы: белый камень и кирпич, штукатурка и краска, дерево и стекло, черепица и металл (ковка)… 
       Весь объём Аббатства выложен из кирпича с белокаменным цоколем. Исключением является деревянная, остеклённая терраса. 
       Кирпичный объём делится на отдельные помещения при помощи деревянных перекрытий и рубленых стен из брёвен взятых в «кольцо» и соединённых «в заплот». Брёвна в срубе отёсаны и остроганы так, что комель и вершина имеют один диаметр.  Потолки –  выполнены из наката (в полбревна), соединённый между собой в четверть, обмазанный сверху жидкой глиной. Накат положен по балкам таврового сечения.
      Полы дощатые, доски, соединённые между собой  «под ножовку». Кровля черепичная по обрешётке из брусков. Черепица крепится к обрешётке проволокой. 
       Первый и второй этажи соединены деревянной лестницей.   
        В Аббатстве использованы интересные инженерные решения: система вентиляции, где воздуховоды, проходя под полом через все печи, соединялись в единую вентиляционную систему. Сохранились остатки системы канализации, состоящей из керамических труб, переходящих в оригинальную систему отстойников.
       К началу проведения реставрационных работ, Аббатство было в плачевном состоянии: в пятидесятые годы XX-го века мастерская горела, стропильная конструкция с черепичной кровлей была заменена, а новая кровля в дожди протекала. По всему периметру кирпичных стен, по дверным и оконным проёмам, проходили сквозные трещины с раскрытием кверху. Печи и камин были в нерабочем состоянии.
        Реставрационные работы начались в 1977 году  и завершены в 1981. Возглавлял работы заведующий мемориальным отделом, Александр Владимирович Попов. Работы проводились по его проекту и при непосредственном его участии в качестве каменщика, плотника и столяра.
       Первое, что было сделано - заменена стропильная конструкция и выполнена временная кровля.
       Внутри, по всему периметру, в стены был введён замкнутый монолитный двухуровневый железобетонный контур. Трещины были вычинены до подошвы фундамента и пролиты жидким раствором.
        Были заменены сгнившие балки перекрытия и элементы наката, половые лаги и пол, восстановлено печное отопление и отреставрировано столярное заполнение оконных и дверных проемов.
       Библиотека к началу работ была разделена на два помещения. В том месте, где поздняя перегородка примыкала к капитальной кирпичной стене, сохранился след от покраски золотистой охрой. Это был первоначальный цвет Аббатства. Оказалось, что такой же цвет был и на фасаде. 
       Один энтузиаст подарил музею недостающую дверную и оконную фурнитуру начала XX-го века в стиле модерн, очень похожую на сохранившиеся образцы. Эта фурнитура и была использована во время реставрации.
       Заключительным этапом реставрации было восстановление черепичной кровли. Недостающую черепицу нашли в городе Тарусе на старом дореволюционном амбаре. 
       В процессе реставрации была проведена попытка использовать конструкции, технологии и инструментарии времени строительства Аббатства. Однако этот процесс по многим причинам не был проведён до конца. В основном, это отсутствие должного опыта, отсутствие в стране реставрационной школы и утраты к этому времени всех строительных ремёсел. Губительным для реставрации оказался и разрыв между проектированием и производством.
        К несомненному успеху можно отнести восстановление по музейным фотографиям из семейного альбома художника интерьеров Аббатства, с подлинными предметами быта и произведениями Василия Дмитриевича Поленова.     
       Всю эту работу удалось провести благодаря музейным сотрудникам во главе с внуком художника, бывшим директором музея, ныне покойным Фёдором Дмитриевичем Поленовым и его супругой, Натальей Николаевной Грамолиной - нынешним директором. Это был коллектив единомышленников, благодаря которому  удалось сохранить так тонко вписанный художником в Окский ландшафт памятник архитектуры.       
               
          А. Попов
      
      
      

    Фото 1
    Фото 2
    Фото 3
    Фото 4
    Фото 5
    Фото 6
    Фото 7
    Фото 8
    Фото 9
    Фото 10
    Фото 11
    Фото 12
    Фото 13
    Фото 14
    Фото 15
    Рейтинг@Mail.ru
    OOO "РЦАПО" © 2010