Аббатство
Аббатство – мастерская художника Василия Дмитриевича Поленова, построенное по его проекту в 1904 году. Как писал он в одном из своих писем: «…Строил мастерскую, а получилось средневековое Аббатство…» Это название мастерской так и прижилось.
Аббатство - это двухэтажное кирпичное здание с двухскатной кровлей и с двумя односкатными пристройками: террасой и прихожей.
На первом этаже, кроме пристроек, расположилась двухсветная мастерская художника с огромным окном, библиотека и помещение, которое служило одновременно и столярной мастерской и театральными кулисами. Арочный проем между мастерской и столяркой служил одновременно театральной сценой. Во времена Василия Дмитриевича в мастерской устраивались любительские спектакли с декорациями художника.
На главном фасаде, справа от основного объёма находится двухэтажная башня с арочными окнами, стрельчатой дверью и балконом. В ней – деревянная лестница, ведущая на чердак под двухскатной крышей. В бытность художника там был расположен архив.
На втором этаже - кабинет с двумя деревянными рублеными стенами и с выгнутыми потолочными балками, как в каюте фрегата. Чердачное помещение над мастерской служило складом для театрального реквизита.
Во всех помещениях печное отопление, а в библиотеке расположен камин.
Мастерская построена в стиле модерн. При строительстве использованы различные материалы: белый камень и кирпич, штукатурка и краска, дерево и стекло, черепица и металл (ковка)…
Весь объём Аббатства выложен из кирпича с белокаменным цоколем. Исключением является деревянная, остеклённая терраса.
Кирпичный объём делится на отдельные помещения при помощи деревянных перекрытий и рубленых стен из брёвен взятых в «кольцо» и соединённых «в заплот». Брёвна в срубе отёсаны и остроганы так, что комель и вершина имеют один диаметр. Потолки – выполнены из наката (в полбревна), соединённый между собой в четверть, обмазанный сверху жидкой глиной. Накат положен по балкам таврового сечения.
Полы дощатые, доски, соединённые между собой «под ножовку». Кровля черепичная по обрешётке из брусков. Черепица крепится к обрешётке проволокой.
Первый и второй этажи соединены деревянной лестницей.
В Аббатстве использованы интересные инженерные решения: система вентиляции, где воздуховоды, проходя под полом через все печи, соединялись в единую вентиляционную систему. Сохранились остатки системы канализации, состоящей из керамических труб, переходящих в оригинальную систему отстойников.
К началу проведения реставрационных работ, Аббатство было в плачевном состоянии: в пятидесятые годы XX-го века мастерская горела, стропильная конструкция с черепичной кровлей была заменена, а новая кровля в дожди протекала. По всему периметру кирпичных стен, по дверным и оконным проёмам, проходили сквозные трещины с раскрытием кверху. Печи и камин были в нерабочем состоянии.
Реставрационные работы начались в 1977 году и завершены в 1981. Возглавлял работы заведующий мемориальным отделом, Александр Владимирович Попов. Работы проводились по его проекту и при непосредственном его участии в качестве каменщика, плотника и столяра.
Первое, что было сделано - заменена стропильная конструкция и выполнена временная кровля.
Внутри, по всему периметру, в стены был введён замкнутый монолитный двухуровневый железобетонный контур. Трещины были вычинены до подошвы фундамента и пролиты жидким раствором.
Были заменены сгнившие балки перекрытия и элементы наката, половые лаги и пол, восстановлено печное отопление и отреставрировано столярное заполнение оконных и дверных проемов.
Библиотека к началу работ была разделена на два помещения. В том месте, где поздняя перегородка примыкала к капитальной кирпичной стене, сохранился след от покраски золотистой охрой. Это был первоначальный цвет Аббатства. Оказалось, что такой же цвет был и на фасаде.
Один энтузиаст подарил музею недостающую дверную и оконную фурнитуру начала XX-го века в стиле модерн, очень похожую на сохранившиеся образцы. Эта фурнитура и была использована во время реставрации.
Заключительным этапом реставрации было восстановление черепичной кровли. Недостающую черепицу нашли в городе Тарусе на старом дореволюционном амбаре.
В процессе реставрации была проведена попытка использовать конструкции, технологии и инструментарии времени строительства Аббатства. Однако этот процесс по многим причинам не был проведён до конца. В основном, это отсутствие должного опыта, отсутствие в стране реставрационной школы и утраты к этому времени всех строительных ремёсел. Губительным для реставрации оказался и разрыв между проектированием и производством.
К несомненному успеху можно отнести восстановление по музейным фотографиям из семейного альбома художника интерьеров Аббатства, с подлинными предметами быта и произведениями Василия Дмитриевича Поленова.
Всю эту работу удалось провести благодаря музейным сотрудникам во главе с внуком художника, бывшим директором музея, ныне покойным Фёдором Дмитриевичем Поленовым и его супругой, Натальей Николаевной Грамолиной - нынешним директором. Это был коллектив единомышленников, благодаря которому удалось сохранить так тонко вписанный художником в Окский ландшафт памятник архитектуры.
А. Попов
|