РЦАПО на главную
РЕСТАВРАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
АрхитектураПроизводствоОбучение
 
 Главная
 Архитектура
 Производство
 Реставрация
 Объекты
  • Аббатство
  • В. Уфтюга
  • Нёнокса - Колокольня
  • Нёнокса - Церковь Никольская
  • Статья о доме и росписи
  •  Мельница
  • «За каждой покоренной вершиной открываются новые!»
  • Русская мельница в Калифорнии
  • Вологжане построили в Калифорнии русскую мельницу
  • В Калифорнии воссоздали мельницу
  • Фото
  •  Кабинет исторического инструмента
     Инструменты
     Столярные изделия
     Обучение
     Новости
     Музей
     Гости
     Материалы для СМИ
     Нам пишут
     Контакты

      Кабинет исторического инструмента в Реставрационном центре.
      
      Александр Владимирович Попов, архитектор – реставратор с многолетним опытом работы, ещё в 1980-е годы пришёл к пониманию того, что памятнику при реставрации может быть нанесён огромный вред, если игнорировать то, из какого материала, как и чем он был изначально построен.  Следуя международным стандартам, реставрация каждого деревянного памятника ведётся целым набором инструментов соответствующего времени . Для этого изучаются следы инструментов на памятниках, разыскиваются в музеях, у частных лиц подлинные инструменты. По ним выполняются инструменты-копии с заданными характеристиками.  Так при исследовании и реставрации в 1981-1988 годах деревянной шатровой церкви Дмитрия Солунского 1784 года в Верхней Уфтюге Архангельской области  А.В. Поповым были  выявлены следы  топоров, тесла, пазника, скобеля, долота, черты  (ил. 1.). По этим следам, как по отпечаткам, воссозданы инструменты, реконструированы приёмы работы ими. 
      По мере работы на различных памятниках складывалась коллекция  инструментов, которые хранятся  сейчас в  «Кабинет исторического инструмента» Реставрационного центра. Коллекция насчитывает более трёх  сотен предметов. Инструменты  датируются XI - серединой XX века. Кроме подлинников, особое место в составе коллекции занимают инструменты-реконструкции, которыми выполнялись реставрационные работы на завершённых  уже памятниках архитектуры. 
      Представленные здесь орудия труда, инструменты,  различные приспособления позволяют с успехом обучать историческим технологиям молодых реставраторов памятников деревянного зодчества в существующем при Центре Образовательном подразделении – школе реставраторов.     
      Ниже приведены основные плотничные инструменты, приспособления,  хранящиеся в коллекции. Описаны отдельные технологические приёмы  работы топором,  скобелем, а так же способы применения черты, шнурки, других плотничных инструментов и приспособлений.
      Своё особое место занимают в коллекции столярные инструменты: пилы, рубанки. Начиная с XVIII века ими выполнялись половые доски, рамы, двери, детали декора. При реставрации поздних сооружений они так же находят применение в процессе проведения тех или иных работ.
      
      Плотничные инструменты в коллекции «Кабинета исторического инструмента». В прошлом плотничать должно было всё взрослое мужское население северной деревни. «…Чувствуешь ты дерево или нет, слушается тебя топор или не слушается — всё равно ты будешь плотничать. Стыдно не быть плотником. Да и нужда заставит. Потому и были они все разные. И плохие, и средние, и хорошие. И несть числа между ними. Но каждый всю жизнь, конечно, и в молодости, стремился быть не хуже, а лучше, чем он есть. На том и стояло плотницкое  мастерство»  .                                                                      Однако возведение любой постройки, даже самой малой, без хороших инструментов невозможно. Не просто – хороших, а удобных для удержания в руке, соразмерных руке и телу конкретного человека и, конечно, правильно и остро заточенных.
      Изучение  инструментов надо начать с топора - главного орудия плотника . Топором выполняли подавляющее большинство всех  строительных  работ. По этому поводу в народе говорили:  «Плотник топором думает» .
      Топоры, их разновидности, история бытования. Топор – универсальный инструмент . С его помощью секли лес - валили многовековые деревья,  кололи брёвна на плахи и тёс, рубили углы клетей, тесали лемех, делали мебель, домашнюю утварь. В зависимости от назначения топор имел тот или иной вид, форму, размер, вес. В «Кабинете исторического инструмента» РЦ-АПО хранится на сегодняшний день двадцать пять топоров  (ил.4). В составе коллекции есть два  топора, которые были датированы специалистами-археологами XI – XIII веками (ил.5, 6).
      Достойное место в кабинете исторического инструмента занимает топор-реконструкция, которым была произведена реставрация церкви в Верхней Уфтюге (ил. 8). Скорей всего, он бытовал ещё в XVII веке. Им работали северные плотники вплоть до середины  XIX века. Топор  существенно  отличался от современного инструмента. Собственно топор (металлическая часть) короткий, каплевидный в сечении, лезвие нешироким (9–15 см), полукруглое. В целом, топор напоминает современный колун. Топоры ковали из особо стойкой, высокопрочной стали. Иногда с помощью кузнечной сварки вваривали пластину более качественного металла, из которой и формировали лезвие топора.
      Топорище (рукоятка) у рассматриваемого топора - длинное и прямое,  на конце утолщённое, чтобы не выскакивало из рук. Для топорища выбирали прямую берёзовую плаху без сучков . Длина топорища была различной, потому что зависела от роста плотника: плотник, поставив топор на землю вертикально около своей ноги, свободно опущенной рукой мог взять в кулак утолщённый конец топорища (ил.9). Длинное топорище, являясь по сути рычагом, позволяло плотнику тратить меньше сил при работе.
      Этим топором можно изготовить плахи и кровельные доски (ил. 8 б). Их тешут  в двух направлениях - туда и обратно, делая три прохода. На поверхности получался рисунок, похожий на ёлочку или рёбра рыбьего скелета (ил.11). Гладкая, волнистая поверхность  тёсаных досок меньше подвергается  увлажнению и биопоражению.
      Особую ценность представляет топор XVIII века, который был передан священником Ферапонтовского приходского храма  Сергеем Ершовым  (ил.8).
      Топор имеет широкое дугообразное лезвие, на его щёчках выполнена насечка виде ромбической сетки. При подготовке к реставрации  церкви Ильи Пророка 1855 года (Цыпинский погост,  Кирилловский р-н, Вологодская обл.)  было выяснено, что следы топора  строителей церкви идентичны тем, что оставлял найденный о. Сергеем топор. Это позволило реконструировать топор, и откованными  копиями его были произведены все основные работы на Ильинском храме (ил. 2).
      В 2009-2010 годах Реставрационный центр вёл работы на самой древней русской деревянной церкви Ризоположения, которая в 1950-е годы была перевезена с Бородавского погоста на территорию Кирилло-Белозерского монастыря (ил.3). По следам на брёвнах, тесинах, оставленным более пятисот лет тому назад реконструировали топор строителей церкви. По своим параметрам он почти полностью совпал с находкой вологодских археологов, которые исследовали Соборную горку в центре Вологды. В результате реставрация храма велась топором-реконструкцией XV века, что очень важно (ил.).
      Топор у каждого плотника обычно был свой. Он своеобразное продолжение руки мастера. Работа чужим топором может привести к боли в суставах, мышцах, к появлению потёртостей, мозолей.  Плотники тщательно следят за тем, как закреплён топор на топорище, как наточен инструмент.  Времени на заточку топоров никогда не жалеют. Летом можно было наблюдать, как уходя с объекта, каждый из реставраторов Центра подходил к бочке с водой и окунал  в неё свой топор, что предотвращало рассыхание топорища.
      В народной культуре существовало множество примет, связанных с топором. Известно так же, что топору в избе было отведено особое место. По возвращению с работы хозяин клал его под мужскую лавку. Неприличным считалось просить инструмент на время.
      Часто говорят о том или ином деревянном строении: «Срублено одним топором». В этом есть доля лукавства. Топор при строительстве обязательно сопровождает множество других инструментов.  О них речь пойдёт ниже.
      
      Тёсла. Пазники.
      В составе коллекции Кабинета есть семь тесел (ил.12). Тесло -  очень напоминает собою топор на  длинном и прямом топорище. Главное отличие его от топора в том, что  лезвие  развернуто перпендикулярно относительно топорища. Кроме того, оно  имеет полукруглое сечение, напоминая собою совочек. Теслом вытесывали пазы, подчищали «чашки» в брёвнах, предназначенных для укладки в сруб,  им  выполняли  глубокие  желоба – потоки для безгвоздевых кровель,  теслом тесали после топора “круглые углы” в интерьерах жилых изб, храмах (ил.13).
      При реставрации церкви Ризоположения на одном из брёвен был обнаружен след от случайного удара теслом (ил. 14). Его размеры невелики. По нему была выполнена реконструкция инструмента, которой проводилась часть работ на реставрируемом  Центром памятнике древнерусского деревянного зодчества.
      Пазник -  разновидность тесла (ил.15). Он имеет неширокое плоское лезвие. Этот инструмент служил для окончательной, чистовой выемки пазов. Как правило, паз сначала вырубали начерно топором до получения П-образного профиля, а затем в глубине паза выбирали древесину пазником.
      
      Скобели, струги: их назначение, конструкции.
      Скобель древний инструмент. Он имеет множество разновидностей. Существует бондарный скобель, колёсный скобель.  Плотники его используют  для окорки брёвен (ил.15). Опытным путём установлено, что корить бревна легче в направлении от комля к вершине. После снятия коры бревно скоблят тем же скобелем, при этом поверхность бревна получалается гладкая, шелковистая. Подготовленные брёвна берегут от случайных царапин, задиров, засечек. Бревна с неповрежденной, плотной и гладкой поверхностью сохраняются в постройке  долго. Примером может служить Ризоположенская  церковь, дата возведения которой 1485 год (ил. 3).
      Скобелем  убирают с тёсаных стен  оставшиеся после обработки топором и теслом, неровности – «волны» и доводят поверхность до идеально гладкой. Скобелем выскабливают кровельный тес, дверные и оконные косяки, полотна дверей и ставен. Необходимо отметить, что  работать скобелем очень тяжело. Кроме русских скобелей и стругов (струг имеет  нож с широко разведёнными в стороны концами) в коллекции есть норвежский скобель. Он состоит из П-образного ножа, концы которого пропущены через колодку.  Его подарили норвежские архитекторы, которые были на стажировке в Реставрационном центре.
      
      Вспомогательные инструменты и приспособления (черта, отволока, щеголёк).
       В арсенале русских плотников был целый класс инструментов для причерчивания  брёвен, тёса с целью их более точной подгонки. Рассмотрим наиболее употребимые из них.
      Черта – один из самых «ходовых» инструментов в плотничном деле (ил. 17). Чертой причерчивают бревна для выборки продольного паза, чтобы добиться плотного примыкания бревен в срубе (ил. 18). Чертой причерчивают  «чашку» в бревнах для укладки в венец срубной конструкции. Укладывают «в черту или впричерт» половые доски, потолочные плахи.  Для этого аккуратно, «по нитке» - «шнурке» (о ней речь пойдёт ниже), отесывают кромку одной доски или плахи. Прикладывают к этой кромке следующую доску и, плотно прижимая черту к выправленной кромке, процарапывают, прочерчивают металлическим острием параллельные царапины на прилегающей доске. По этой царапине-черте и отесывали примыкающую кромку следующей плахи.
      К числу самых архаичных инструментов относится отволока. Она представляет собой брусок с выступом, в который вбит гвоздь. Для того чтобы одна доска с необработанной кромкой плотно примыкала к обработанной кромке другой доски, производят причерчивание. Для этого отволоку рабочим концом вставляют в промежуток между досками и прижимают к обработанной кромке первой доски. Двигая отволоку, острием гвоздя на поверхности второй доски оставляют линию, параллельную кромке нижней. Так при реставрации Бородавской церкви для причерчивания тёса кровли использовали этот простой, но эффективный, удобный в работе инструмент (ил.19).
      При большом количестве досок удобнее причерчивать их с помощью щеголька, забрав доски в своеобразный станок. Щеголёк из коллекции РЦ-АПО происходит из Коротца (Кирилловский р-н.) Он принадлежал местному плотнику А.А. Прахову. Инструмент красивый, изящный. Кирилловские плотники говорили: «Причертил под щеголёк». Это значило, что доски пола или заборки набраны особо плотно, аккуратно, без намёка на щели. Так говорили, даже если плотник использовал не щеголёк, а какой-то другой инструмент для причерчивания, подчёркивая аккуратность, плотность пола или заборки..
      
      Приспособления для разметки, проверки вертикальности конструкций (шнурка, отвесы).
      Шнур или как его называют  плотники - «шнурку», применяют для разметки бревен, отбивки на них прямой линии с целью раскалывания  для последующего вытёсывания плах, лафета (ил. 21). В коллекции имеется всего одна шнурка. Предположительно её датируют 1950-годами. Как ею пользовались? Окоренное бревно укладывали на ровную поверхность и в каждый его конец у торцов вбивают по одному гвоздю (или клинышку). За эти гвозди в натяг, аккуратно, чтоб не испачкать бревно, привязывали шнур.  Перед этим шнур натирают  углем, протягивая по ольховой головешке. Затем посередине длины бревна шнур оттягивают, чтобы он отошел от бревна, и отпускали (отстрекивают). От удара шнура на бревне остаётся идеально прямолинейный черный след.
      Для проверки строгой вертикальности установки    конструкций использовали отвес в виде шнура с грузиком. Профессиональный плотник делал для себя деревянный уровень с отвесом – гирькой .
      Шнур нужен плотникам и для “окладывания” строения, т.е. разметки плана. Выкладывают плана будущей постройки в натуральную величину с помощью мерного шнура. Старые шнуры узлами разделены на простые сажени и аршины. Современный шнур разделён на метры.
      
      Инструменты для долбления  (долота, стамески, просеки).
      Долото - плотничий  инструмент, предназначенный для выдалбливания отверстий, гнёзд, пазов (ил. 22). Археологические коллекции полны каменными долотами, которыми пользовались люди на заре цивилизации.  С освоением металла этот инструмент едва ли не первым стали изготовлять из сплавов. За прошедшие тысячелетия долота почти не изменились. Обычно это продолговатый металлический  брус с заточенным рабочим концом,  насаженный на рукоятку. Рукоятка  закрепляется  металлическим кованым  кольцом, что предупреждает её раскалывание при работе. Долото обычно держат одной рукой, прикладывая рабочим концом к обрабатываемой поверхности,  другой рукой нанося удары молотком. К числу схожих по функции инструментов можно отнести просеки и стамески. Они различаются способами насадки на рукоять, углами заточки рабочей части. 
      Инструменты для сверления отверстий.
      Для просверливания отверстий служат различные бурава: ложечный, винтовой, перьевой (“пёрочный”, “пёрка”). Бурав винтовой на Севере называли “напарья”. Им просверливали гнезда под нагели в бревнах сруба (ил.23).
      
      Молотки (киянки, «барсики»).
      Металлические молоты (молоток, или ручник; молот, или кувалда) для плотника были необязательны, а вот деревянные - необходимы. Для легких ударов по дереву использовали деревянную киянку (ил.24), для тяжелых ударов, например для осадки бревен при рубке стен, насаживания бревен на нагели (“коксы”) –  большой деревянный молот, длина рукоятки которого около метра, а на конце насажена полуметровая чурка. Масса этого молота достигала 15 кг и более. Кирилловские плотники  этот деревянный молот называют ласково - «барсик» (ил. 25).
      
      История появления и распространения пилы.
      Пила относится к числу древнейших инструментов. Во всяком случае, в рельефах Древнего Египта не единожды встречается изображение пильщика  с небольшой пилой-ножовкой в руках. Пилой активно пользовались в Средневековой Европе. Долгое время считалось, что  на Руси пила появилась поздно. Во всей приведённой в библиографии к данной работе учебной литературе  говорится о том, что пилы появились в арсенале русских древоделов лишь в XVIII веке. Но это далеко не так. Археологические находки позволяют говорить о том, что пилы по дереву в Древней Руси были широко известны и применялись плотниками и столярами . Наиболее древние экземпляры найдены в Новгороде в слоях середины X века. Следует заметить, что при лесозаготовках и производстве досок до конца XVII в. применялся исключительно топор, доски тесали. И, как представляется, тому были веские причины. Было замечено, что обрубленное бревно стоит в постройке дольше. Как пример, приведём древнейшую русскую церковь Ризоположения, где сосновые рубленные топором брёвна стоят уже более пятисот лет. Мы знаем теперь, что при рубке бревно имеет закрытые капилляры и долго «не тянет» влагу, а значит, не гниёт.
      В начале XVIII века были обнародованы Указы Петра I о запрете заготовки топором леса на дрова, о запрете колодных гробов, о запрете изготовления тёса с помощью топора (из ствола получалась одна – редко две тесины).
      Почему же дрова не пилили, а рубили?  Тогдашний дровосек, вооруженный специальным, древорубным  топором, перерубал лежащие плашмя, не очень толстые стволы, буквально, с нескольких, хорошо поставленных ударов. И делать привычную работу  «пилой установленного образца», ему просто не хотелось. Пётр I был знаком с положение дел в Западной Европе, где дефицит дерева уже сказался. Он немного опережал свое время, заглядывал дальше своих подданных, предлагая лесоохранные указы и законы. Но изменения в технологиях происходили медленно. «Государю всея Руси» пришлось пойти на компромисс, и установить двухлетний переходный период, в течении которого, пилеными, предписывалось поставлять  десятую часть дров. И касалось это, только Москвы, где проблема уже вставала остро. Леса вокруг были вырублены. В целом, пила стала господствовать в лесозаготовках,  строительном деле лишь с середины XIX века.
      Класс пил обширен. Коллекция Реставрационного центра состоит из пил, большая часть которых произведена за границей, в Германии, Англии. Часть пил во всём подобна норвежским инструментам, и, возможно, они были экспортированы из Скандинавии.
      
      Пилы, их разновидности (лучковая пила, продольная пила, ножовки).
      Большое распространение имела лучковая пила. Внешне она представляет собой икс-образную рамку, на одной стороне которой закрепляли пильное полотно, а с другой полотно натягивали скруткой – тетивой (ил. 2). В лучковую пилу вставляли узкое, не больше 5 см шириной полотно из гибкой жёсткой стали, чтобы во время спиливания деревьев большого диаметра предохранить полотно от защемления.
      \Для распиловки бревен вдоль волокон (т.е. на доски) использовали специальную двуручную маховую пилу (продольную) с длинными косыми зубьями и небольшим разводом (ил. 27). В коллекции «Кабинета» хранятся три такие пилы. Для пилки строили высокие помости, на них укладывали брёвна. Один человек находился вверху, другой – внизу. При работе требовалось несколько раз высвободить пилу из пропила, переставить её, потому нижняя ручка у продольной пилы была съёмной. Как шёл процесс  пилки можно понять, рассмотрев  фотографию начала XX  века С.М. Прокудина-Горского (ил. 28).
      В коллекции имеется пять пил-ножовок. Многие из них бытовали в конце XIX века. Пилы имеют деревянные ручки изящного рисунка,  клейма иностранных заводов-изготовителей.
      
      Инструменты для строгания (рубанки, «медведка», шерхебель, фуганок).
      Рубанки –  главный вид строгающего инструмента. Слово  «рубанок», как, впрочем,  названия всех остальных  инструментов этого рода: фуганок, зензубель, фальцгебель, шпунтубель, шерхебель и пр. –  немецкого происхождения. Сам же инструмент был изобретён в незапамятные времена. Его широко применяли в Древней Греции, Древнем Риме. Причём, по своему виду древние рубанки ни чем не отличаются от современного инструмента. Обычный рубанок для плотника  был необязателен (ил. 29). Это столярный инструмент. А вот двуручный рубанок-«медведка» предназначенный для грубой обработки больших поверхностей (брусья, напольные доски, и т.п.) был в инструментарии многих плотников. Медведкой работают одновременно двое. Плотники садятся верхом на строгаемую поверхность друг против друга на расстоянии полного размаха рук и строгают в этом положении (ил.30). Любопытно, что такой рубанок в Норвегии называют «кот».
      Рубанком с полукруглым лезвием – шерхебелем, также выполняли черновую острожку, но одной парой рук.  Снимая толстую стружку, им легко и быстро можно было снять слой древесины значительной толщины. Но после него остаются различные неровности, ложбины, которые устраняют повторной обработкой обычным рубанком (ил. 31).
      У обычного рубанка одно лезвие (железка) с прямым нижним концом. Строгать легче, если вести рубанок не строго вдоль волокон древесины, а под небольшим углом к ним - так лезвие легче снимает стружку. Чем она тоньше и длиннее, тем благороднее получается поверхность. Окончательно поверхность доски или детали обычно  проходят фуганком, длина колодки которого может быть более метра.
      
      «Кабинет исторических инструментов» ООО «РЦ-АПО», его значение.
      В статье представлен далеко не весь материал, который имеется в «Кабинете исторического инструмента» Реставрационного центра. Уделено внимание лишь наиболее значимым инструментам, которые имелись в арсенале народных мастеров. За пределами работы остался целый класс измерительных, разметочных инструментов и приспособлений, большое число рубанков (их насчитывается в коллекции десять разновидностей), приспособления для перевёртывания брёвен – ломики, кондаки. Таки образом, большая часть бытовавшего на Русском Севере плотничного и столярного инситрументария  хранится, изучается, реставрируется, ремонтируется. Коллекция «Кабинета» пополняется постоянно. Готовясь к реставрации  дома-терема из деревни Осташево Чухломского района Костромской области, принадлежавшего разбогатевшему на строительных подрядах крестьянину, сотрудники Центра разыскивают  инструменты костромских плотников и столяров-отходников конца XIX века. Реставрация  терема построенного  на рубеже XIX-XX веков  ведётся с помощью тех инструментов, которыми он построен, что соответствует  международным стандартам (ил. 32). Инструменты «Кабинета» напрямую используются при реставрационных работах на памятниках истории и культуры, ими, как образцами, пользуются при создании инструментов- реконструкций, необходимых для реставрации тех или иных памятников. В «Кабинет исторического инструмента»  на занятия приходят студенты, учащиеся школ (ил. 33). Зачастую они здесь впервые видят те инструменты, которыми возводились храмы, крепости, целые города (не надо забывать, что долгие столетия Русь была деревянной). В летнее время  в Реставрационный центр приезжают  отдельные группы туристов. Они посещают выставку Кабинета исторического инструмента. В особенности здесь часто бывают норвежцы. (ил. 34). В этой стране бережно относятся к ремёслам, не дают исчезнуть и плотницким технологиям, обучают молодёжь.  В школе реставраторов при Реставрационном центре  юноши обучаются рубить топорами XV, XVIII  веков, пилить, строгать. В учебном процессе всегда используются материалы «Кабинета». Возможно, знакомство с историческими инструментами кого-то подтолкнёт к выбору таких интересных профессий как столяр, плотник, реставратор памятников деревянного зодчества. Коллекция «Кабинета» это не мёртвый груз, а живой, востребованный материал, который способен разбудить нашу генетическую память. 
      
                                              В.В. Петров, ученик 11 класса Килловской средней школы
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

     
    Рейтинг@Mail.ru
    OOO "РЦАПО" © 2010