Реставрация дома с авторской росписью.
В феврале 2011 года на территорию базы ООО «Реставрационный центр - архитектура, производство, обучение», которая находится в городе Кириллове Вологодской области был перевезён двухэтажный дом из деревни Игумновской Верхне-Тоемского района Архангельской области. Дом относится к типу «брус». Под одной крышей расположены четыре жилые избы, сени. Хозяйственный двор с хлевами, обширным сараем - поветью размещаются за сенями и имеют пониженную по сравнению с домом кровлю. Дом имеет небольшую светёлку, которая размещена под крышей, куда ведёт крутая лестница. На фасаде дома имеется большой балкон, украшенный пропильными перилами, а понизу - широким поясом, имитирующим драпировки с короткими кистями между резными фалдами. Балкон имеет чисто декоративное назначение. Из светёлки на него выходит только большое окно. Предстоит реставрация дома, который судя по надписи на выпуске -кронштейне, поддерживающем кровлю, датируется 1894 годом. Дом обшит тёсом, выкрашен охрой.
Для нас этот дом представляет большой интерес не только благодаря своим архитектурным формам, но прежде всего, той росписи, которая украшает фронтон под свесом кровли, подшивку свеса и балкона. Она, судя по надписям, выполнена известным мастером Т.Н. Макаровым. Тимофей Макаров относится к числу наиболее известных народных художников Подвинья. Известно, что он родом из села Верхняя Тойма, родился в 1860-е годы. Его отец был художником, расписывал бытовые предметы, орудия труда, выполнял церковные заказы. Вместе с отцом работал и Тимофей по прозвищу «Калец». (Он с детства был калекой, под этим именем его долгое время помнили жители двинских деревень). Большая часть расписанных им домов находилась в окрестностях села Верхняя Тойма, деревни Горка.
Роспись дома датирована 20 июля 1901 года. Эта дата несколько раз повторена на кронштейнах-выпусках. в надписях на подшивке свеса кровли. Подшивка кровли разграфлена чёрными линиями на треугольники, каждый окрашен в свой цвет. В центре, под коньком, написана большая восьмилепестковая розетка с двумя вписанными чёрными кругами. Справа и слева от розетки изображены две птицы, угнездившиеся на стилизованном кусте-цветке с изогнутым чёрным коротким стволиком-стеблем. Ниже под птицами - полосы с именем мастера и датой исполнения росписи. Справа и слева от балкона изображены львы. Роспись выполнена по белильному грунту, без предварительного рисунка масляными красками. В красочной гамме преобладают пастельные тона - оттенки голубого, розового, жёлтого цвета. Часть описанных выше треугольников окрашены в бордовый, бирюзовый цвета.
В этой же деревне, совсем рядом с нашим домом находился другой дом, который так же расписан и содержит надпись, в которой поименован тот же мастер. Роспись соседнего дома выполнена в мае 1901 года. Между этими двумя памятниками народной живописи разница в исполнении всего лишь два месяца. Однако, роспись соседнего дома, выполнена с большим искусством, с тщательностью, аккуратностью. Особенно это касается изображения центральной розетки, а так же фигур львов. Правда, на втором доме львы написаны на подшивке балкона и плохо сохранились. Во всяком случае, сомневаться в авторстве первого и второго произведения не приходится, а беглость, какая-то незаконченность росписи нашего дома, возможно, есть результат разницы в оплате труда мастера. Перед нами пример того, как разные по мастерству, художественным качествам, деталям два произведения могут быть выполнены одним и тем же художником. Во всяком случае, разница очень заметная, и может навести на мысль об обыкновенном плагиате, исполнении всей росписи или её части не самим мастером, а его учениками. Однако, как следует из собственноручной подписи в том и другом случае мы имеем дело с произведениями одного и того же художника. При дальнейшем изучении выяснилось, что наша роспись попросту хуже сохранилась. Выцвели пигменты, остались наиболее стойкие к выгоранию краски. Это подтверждает и фотография рассматриваемого дома в книге О. Севан (О.Севан. Роспись жилых домов Русского Севера. М., Прогресс-Традиция. 2007). В целом, роспись домов из деревни Игумновской относится к северодвинской художественной традиции. Здесь повторены все излюбленные мастером мотивы, которые в изобилии встречаются в его произведениях: цветок-куст, птица, лев-оборотень, розетка.
Сейчас трудно сказать, как поступит владелец дома (его реставрация-частный заказ), но представляется, роспись должна быть сохранена, укреплена и грамотно отреставрирована, Тем более, что утраты могут быть восстановлены благодаря чуть ранее датированному аналогу.Таким образом, владелец будет иметь право гордится не только домом - подлинным памятником народной архитектуры конца XIX века, но и точно датированной, хорошо сохранившейся авторской росписью одного из самых известных народных живописцев. Впрочем, расписной дом мог бы составить честь любому музею северного русского зодчества.
Искусствовед Л. Петрова
Фото И. Бунеску
|